Main menu:

Поиск по сайту

Разделы

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив

Арка Цесаревича… и «Алмазъ»…

Владивостокской Городской Думой, 12 Января 1891 года, относительно встречи Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича,

Постановлено: для увековечивания памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем построить на перекрестке Светланской и Прудовой улиц из камня и кирпича триумфальные ворота, с постановкою в них образа Святого Николая Чудотворца с неугасимою лампадою, и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими…

Самое сооружение поручить Городскому Архитектору Капитану Коновалову при участии комитета, в который избраны гласные Думы В.В. Иванов, В.П. Бабинцев, М.Г. Шевелев и купец Я.Л. Семенов.

1

Адмиральская пристань и Триумфальные ворота. Источник: http://www.kfss.ru/tourism/nikolaevskaya-arka

Подряд на строительство триумфальных ворот получил китаец Шу Целен, который вел работы днем и ночью «при двойной смене рабочих», успев «окончить их вчерне к 11 Мая», т.е. ко времени приезда цесаревича,  за что Городская Дума постановила выдать ему «похвальный лист».

В интернете очень много информации касающейся этого сооружения, поэтому я особо распространяться не буду. Наиболее полно об Арке рассказано здесь.

Так что же меня заставило коснуться этой темы подробнее?

«Листая» «интернетстраницы»  посвященные Арке Цесаревича встретил фотографию, на которой вижу знакомый силуэт корабля… БА!… Да это же — «Алмазъ»!.. Подпись под фото подтверждает догадку…

2

…и тут до меня доходит… Что именно в тот момент, когда неизвестный фотограф делал этот снимок, где-то там, на корабле, в трюме ли… на палубе… или еще где-то… мог бы находится мой дальний родственник, родной дядя моей бабушки…

1-1-F

Фотография сделана летом 1904 года, в аккурат перед убытием с Балтики 2-й Тихоокеанской эскадры, в составе которой находился крейсер 2 ранга «Алмазъ».

…однако, этого не произошло, т.к. во время прорыва эскадры 14 мая 1905 года возле о. Цусима «Алмазъ» в составе Разведывательного отряда принял бой, но вскоре был вынужден выйти из под обстрела, т.к. снарядами японских крейсеров  был поврежден и  не мог принести эскадре никакой пользы, являясь только мишенью. Всего за бой «Алмазъ» выпустил 149 75-мм снарядов, 93 47-мм снаряда. О степени их воздействия на корабли Японского флота судить невозможно, а в сам «Алмазъ» попали 29 снарядов, причинивших кораблю ряд повреждений, убивших одного офицера и четырех матросов. Еще 11 матросов было ранено.В числе раненых оказался и Порфирий Сидорович.

Всю ночь русские корабли избивались японскими миноносцами, добившими или просто потопившими многие корабли, выдержавшие дневной артиллерийский бой. Остатки эскадры капитулировали на следующий день.

На состоявшемся ночью на «Алмазе» офицерском совете было принято видимо единственно верное решение — прорваться во Владивосток у японского берега. Потушив огни крейсер на максимальной возможной скорости (всего 12-16 узлов!), которую позволяли развить изношенные за время похода механизмы и уставшие машинные команды, пошел во Владивосток. Преодолев за ночь самую опасную часть своего маршрута, днем «Алмазъ» уже был в открытом море, а 16 мая в 18.30 пришел во Владивосток, оказавшись единственным крупным кораблем 2-й Тихоокеанской эскадры, которому это удалось. Помимо «Алмаза» до Владивостока смогли дойти два миноносца: «Грозный» и «Бравый».

14 мая, после выхода из боя, раненых с «Алмаза» очевидно пытались перевезти на один из госпитальных судов («Орел» или «Кострому»), однако это, видимо не удалось, т.к. бабушка (1907 года рождения) рассказывала, что помнит, как дядя Порфиша вернулся из плена «пораненый и больной» и прожил после этого совсем немного…

Вот о чем вспомнилось мне, когда я увидел фотографию Триумфальной арки и стоящий на рейде бухты Золотой рог крейсер «Алмазъ»…

 

P.S. …ну а все же… как насчет Арки? А насчет Арки хочется сказать следующее — не в обиду  авторам восстановления: «старая» смотрится намного солиднее и изящнее нынешней. Естественно, невозможно в мельчайших деталях повторить оригинал… Конечно, нынешняя арка, это некий символ, памятник, если хотите… Несомненно, стоит сказать огромное спасибо людям взвалившим на себя сей огромный груз…

…но, чего то в нынешнем «компоте» явно не хватает…

5


©Павел Аверченко. При публикации ссылка на сайт обязательна.


Написать комментарий





Яндекс.Метрика