Main menu:

Поиск по сайту

Разделы

Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив

Владивосток. Железнодорожный вокзал

Визитной карточкой любого города является вокзал.

Вот о нем и пойдет сегодня рассказ.

Еще перед отъездом, знакомясь по интернету с достопримечательностями Владивостока, я обратил на это здание особое внимание. Мало того, одним из фильмов, которые я иногда пересматриваю, является кинокартина «Поезд идет на восток». Само по себе это кино конечно не шедевр, но там есть: «поезд и  дорога, мосты, вокзалы, тополя…»  А финальные сцены проходят именно на перроне владивостокского вокзала… И посему, одним из «пунктов» моего пребывания в этом городе и являлось знакомство «в живую» с этим сооружением.

Но, довольно лирики — перейдем к фактам…)))…

Первый железнодорожный вокзал во Владивостоке построили по проекту архитектора А. Базилевского.

1901 год

Железнодорожный вокзал Владивостока, 1901 год. Источник: http://dkphoto.livejournal.com/251162.html

Это было каменное здание, рассчитанное на незначительный пассажиропоток и вполне удовлетворявшее потребностям дороги. Автор проекта принимал участие в закладке станционного здания 19 (31) мая 1891 года в присутствии цесаревича Николая.

2337

Источник: http://dvzd.rzd.ru/photogal

2 ноября 1893 года состоялось торжественное освящение вокзала, и открылось железнодорожное сообщение: Владивосток — Уссурийск.

В 1906 году Уссурийскую железную дорогу передали в аренду Обществу Китайской Восточной железной дороги и уже к 1908 году здание вокзала было решено расширить, за счет привлечения финансовых средств КВЖД.

Общая идея фасада с разработкой некоторых деталей была произведена в Петербурге в правлении Общества КВЖД. Было поставлено непременное условие, чтобы проект здания был выполнен в неорусском стиле. Постройка была передана ведению Уссурийского отделения КВЖД, и производителем работ назначен гражданский инженер Владимир Антонович Плансон (1871, Вятка — 1950, Сан-Франциско).

(Кстати, я неоднократно встречал фразы типа «владивостокский вокзал копия (…по образу и подобию…) Ярославского вокзала в Москве». Ничего подобного. Они абсолютно разные. Но стиль — это да. )

Новое здание было спроектировано так, что только частично использовались стены и фундаменты старой постройки. Оно вытянуто вдоль железнодорожных путей между  перронами прибытия и отправления. Первый этаж находится на уровне перронов (на пять метров ниже привокзальной площади). Центральным элементом композиции здания является главный вестибюль, приподнятый на мощных пилонах и выходящий непосредственно на площадь. Под этим объемом, как раз, и располагаются перроны прибытия.

4259

Железнодорожный вокзал Владивостока, 1912 год. Источник: http://www.oldvladivostok.ru/photo/?id=4259&category=143

4259-1

Основная часть здания находится как бы на заднем плане, но она не  менее красива. Оконные проемы разной величины, сандрики, кокошники, декоративные тяги, ниши, полуколонны и т.д. и т.п. Одним словом — «пиршество взора».

Строительство велось в 1909-1911 годах при участии владивостокского подрядчика Ф.Е. Никлевича. В конечном итоге, строительство вокзала, обошлось КВЖД в 334000 рублей и явилось самым крупным зданием, сооруженным КВЖД во Владивостоке.

Открытие нового вокзала состоялось 5 февраля (по другим данным: 12 февраля) 1912 года.

С 1924 года облик здания стал постепенно меняться: был снят двуглавый орел,  под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Цвет фасада сменился с жёлтого на зелёный.

В 1936 году интерьеры вокзала были расписаны художником Г. Григоровичем, а через двадцать лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав там панно «Наша великая Родина».

zhd-stancija-vladivostok-USSR-1

В семидесятые — восьмидесятые годы XX века наружные стены были выкрашены в зелёный цвет.

Реставрация здания, проведённая в 1994—1996 годах российско-итальянской фирмой, приблизила здание к дореволюционному виду.

Ныне, здание вокзала носит статус историко-архитектурного памятника федерального значения и считается одним из самых узнаваемых символов Владивостока.

IMG_2406-1

IMG_2407-1

IMG_2408-1

.

IMG_2426-1

…кажется, что сейчас, вдалеке, заклубится паровозный дым… ан, нет… это электричка…)…

IMG_2437-1

…ага… это, пожалуй, именно то место, где стояла камера снимая финальную сцену фильма «Поезд идет на восток»…)…

IMG_2439-1

.

IMG_2441-1

.

IMG_2442-1

.

IMG_2443-1

.

IMG_2444-1

IMG_2445-1

IMG_2446-1

Ратному труду железнодорожников Приморья в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945

IMG_2448-1

Восточный фасад

…но, как говорится, и у этого «пряничного домика» есть свои недостатки. Как же без них. Очень неудобный выход с платформ по открытым всем ветрам, дождям и снегам, лестницам. С сумками — тяжело, особенно пожилым людям, а что уж говорить о маломобильных (хотя и для этой категории граждан существуют свои, особые условия). Маленькая и неудобная привокзальная площадь, где платформы общественного транспорта занимают львиную долю пространства, а «приткнуться» автомобилю — проблема. Но я то был в декабре, когда морвокзал «на все 100» не функционировал. А что бывает летом? Несложно представить.

И тем не менее, невзирая на все эти «непонятки», ощущение от посещения вокзала — обалденное. За неделю пребывания в городе, я три раза специально сюда приходил. Почему? Не просто потому, что мне нравится архитектура, но, скорее всего потому, что именно этот вокзал запомнится  «ощущением дороги» и того огромного расстояния которое отделяет тебя от дома.

На многих вокзалах я бывал. Многие знаю и люблю, как например, красноярский и новосибирский…  Какие-то вокзалы,  просто — промелькнули в вагонном окне… Но этот, скорее всего останется для меня некой «сказкой», «мечтой»… и желанием вновь сюда когда-нибудь вернуться.

IMG_2464-1


©Павел Аверченко. При публикации ссылка на сайт обязательна.


Написать комментарий





Яндекс.Метрика