Main menu:

Поиск по сайту

Разделы

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив

История храма Иконы Казанской Божией Матери до 1917 года.

Как я уже и говорил, в 1997 году, начиная работать над проектом реконструкции храма Иконы Казанской Божией Матери, мне пришлось познакомиться с материалами  Омской Духовной Консистории, хранящимися в областном архиве. В процессе работы я сделал для себя кое-какие, незначительные  выписки, которые сейчас помогут восстановить  хронологию событий и познакомить вас с историей зарождения и функционирования монастыря.

Конечно, во всю «подноготную» я особо не вчитывался, т.к. задача передо мной стояла несколько иная, но с основной канвой первоначальных событий познакомился и постараюсь её пересказать.

(Прошло с  той поры уже двадцать лет, многое стерлось из памяти, но все же… )

Эта история началось в далеком 1902 году. В Сибирь прибыли две монахини Сурского Богословского монастыря Архангельской епархии инокини Волкова Екатерина Александровна (дочь священника) и Толмачева Анна Алексеевна (крестьянская вдова). (Для простоты  дальнейшего повествования назову первую из них — «Мещанка», а вторую – «Крестьянка»…)…)

Прибыли эти монахини, согласно документам, «для восстановления здоровья в Омских степях».  Однако, помимо лечения, они, ознакомившись с положением дел в епархии, решили организовать в непосредственной близости от лечебного озера «Чертова Яма» женскую обитель. Но, решение этой задачи невозможно на «пустом месте», и тогда инокини обратились с прошением к казакам Новой Станицы о выделении им «клочка землицы», которую они успели приглядеть в непосредственной близости от вышеупомянутого озера. Участок, действительно был хорош. Во-первых: недалеко от города, всего в трех верстах к югу от станции Омск, во-вторых: в березовой роще, в-третьих: на возвышенности (относительно территории озера) в пределах, как говорят сейчас — пешеходной доступности. И вот, по согласию Войскового наказного атамана, 6 октября 1902 года был подписан договор о «даровании 4-х десятин земли»  в распоряжение общине «до тех пор, пока таковая существовать будет».

Затем, просительницам уже несложно было решить вопрос с Омской епархией, и 10 декабря 1903 года им было разрешено устроить на принадлежащей им земле «женскую религиозно-просветительскую общину с наименованием «Казанская». Наблюдение за общиной было поручено священнику Свято-Троицкой церкви Анкидину Правдину, который уже на следующий год, предоставил в консисторию «план и смету на строительство главного корпуса общины на сумму 4,0 тысячи рублей», утвержденную главным архитектором Акмолинской губернии Моисеем Израилевичем (Срулиевичем) Шухманом, который впоследствии принимал участие и наблюдал за строительством этого здания.

Строительство шло на пожертвования. Особую щедрость проявил купец из Шадринска (в то время — уездный город Пермской губернии) Н.Я. Смирнов, который выделил на эти цели 4,2 тысячи рублей. Строил здание подрядчик И.И. Кузнецов и техник-строитель Рымкович. Корпус заложен 15 мая 1904 года. 8 апреля 1905 года строительство двухэтажного здания было завершено.  По описанию, это был  двухэтажный деревянный «теремок»  с галереей (гульбищем) на уровне второго этажа, украшенный деревянной резьбой и красивыми перилами. Крыша завершалась небольшой главкой с позолоченным крестом. Помимо этого, на территории находились  дополнительные надворные постройки в которых размещались: трапезная, кладовые, дом священника и кельи послушниц, мастерская художника. В отдалении – сараи для инвентаря, скота и конюшня.

Община начала свою бытовую и миссионерскую деятельность. В обитель приходили новые послушницы, люди близлежащей округи становились прихожанами. В 1906 году казаки Новой Станицы передали Общине еще 4 десятины земли для устройства кладбища, за которым монашки должны были «наблюдать и заботиться об усопших».

Руководить общиной было поручено Волковой Екатерине Александровне («Мещанке»), т.к. по сравнению с «Крестьянкой», она была более образованной и, как следствие, все переговоры и переписку вела самостоятельно. Но прошло некоторое время и «Мещанку» «сместили с должности». Не обошлось здесь без доносов и подлога. Власть в свои руки взяла «Крестьянка». Здесь-то она и показала себя во всей красе (говоря современным сленгом – «забурела»…)…) В деле есть документ в котором послушницы слезно молят руководителей епархии избавить их от «начальницы», описывая, что она делами общины практически не занимается, принуждает послушниц работать от зари до зари, а так же — лично на себя «денно и нощно». Сама же, приказав запрячь двуколку, часто уезжает на день-два в город, а когда возвращается, если в подпитии, то «качает права», частенько с рукоприкладством.

В конце 1908 года руководство Общиной было передано монахине Сергиевого монастыря Уфимской епархии Ангелине и священнику Иоанну Попову.

Вот здесь, по сути и начинается для общины — короткий «золотой век». Росло благосостояние, потянулись православные с юга губернии. Численность послушниц увеличивалась. Однако земли, чтобы прокормиться, не хватало. Губернские власти имели право нарезать землю только монастырям, а статус монастыря Синод мог утвердить только тогда, когда у «претендентов» были «бумаги» подтверждающие право собственности на необходимое им по расчету количество земли. И еще одно необходимое условие для утверждения статуса монастыря – наличие Храма для верующих.

И вновь, Общине помог шадринский купец Н.Я. Смирнов, отдав из принадлежащей  ему земли 130 десятин. 23 марта 1910 года Синод принял эту землю в свой надел. 23 декабря 1912 года определением Святейшего Синода постановлено обратить в общежительский женский монастырь «находящуюся близ станции Омск Сибирской железной дороги Казанскую общину с наименованием «Омский Кюапский общежительский монастырь».

Следовательно, выходит, что началом строительства кирпичного Храма можно считать 1911 год.

Я уже писал о том, что в делах консистории мне не встретилось никаких документов по строительству, никаких чертежей и фотографий. Однако, в описи движимого и недвижимого имущества, за 1914 год храм упоминается, но вот когда именно он был построен, кто подрядчик и тому подобные сведения, обычно «подшиваемые» в дела – не оказалось, однако упоминается, что план храма и смета на 33.9 тысячи рублей утверждены Омской епархией.

В плане Храм представляет собой  30-ти метровый крест. Крест — это символ креста Христова, как основа вечного спасения. Фасады выполнены из красного кирпича в русском стиле с полуциркульным завершением оконных проемов, тяг , наличием декоративных полуколонок-столбиков, а так же декоративным поясом из прямоугольных ниш-кессонов — как завершения стен. Низ стен — трехчастная рустовка.

(В настоящее время сильно заметен брак партии кирпича, поступивший на строительство (может это был другой поставщик?… кто теперь скажет…)…) Но сильно выветрившийся и потерявший свою прямоугольную форму кирпич, уложенный по периметру здания на уровне оконных проемов, сильно бросается в глаза…)

Храм освящен 1 июля 1916 года Архиепископом Омским и Павлодарским Сильвестром.

С этого момента монастырь стал функционировать по «монастырскому чину», т.е. богослужения, обряды и т.п., а так же, от имени Бога — пострижение в монашество. Заработала церковно-приходская школа.

Хозяйство монастыря тоже расширилось. В пользовании было: 430 десятин земли, из них: 340 пахотной, 28 сенокосной… более 20 лошадей, более 40 коров, козы, овцы. Таким образом, монастырь, живший трудом монахинь и послушниц,  к 1917 году превратился в крупное, независимое хозяйство.


©Павел Аверченко. При публикации ссылка на сайт обязательна.


Написать комментарий





Яндекс.Метрика