Main menu:

Поиск по сайту

Разделы

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив

Время собирать камни. Забытые имена.

Солнечным сентябрьским днем 1972 года, во время одной из перемен, среди мальчишек «новой» восьмилетки пронеслось невероятное известие: рабочие, копавшие траншею к строившемуся (левому) крылу «Белого дома», обнаружили человеческие кости! Всей оравой мы бросились смотреть на диковинку…

На отвале, вперемежку с землей и щепками, действительно лежали желтые кости. То, что они человеческие, ни у кого не вызывало ни малейшего сомнения… Вскоре подошли взрослые и прогнали нас, тем более, что со стороны школы раздавался звонок… На следующей перемене мы вновь помчались к траншее, но все уже было убрано.

Когда вечером я рассказал об этом бабушке, она сообщила, что на месте Белого дома раньше была церковь, а во дворе – несколько могил священников. Так и было сказано: НЕСКОЛЬКО могил.

(Здесь следует уточнить, что касательно погребения в оградах церквей существуют следующие правила: при церквах, внутри городов находящихся, погребать умерших не дозволяется (Уст. Врач. ст. 712); при церквах, находящихся в селениях, но не в самых церквах, дозволяется погребать тела местных протоиереев и священников, честно и безпорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся (цирк. указ Св. Синода, от 12 апреля 1833 г.).

Прошли годы. Мне уже за шестьдесят… Если удается выкроить немного времени — уделяю его работе с архивными документами, и сегодня, со всей уверенностью могу назвать два имени священнослужителей, обретших свое упокоение в церковной ограде Ирбейской Спасской церкви.

В статье «Канский Спасский собор» («Иркутские епархиальные ведомости». 1872. № 20 стр.256-257) встретил следующую информацию:

«Павел Васильевич Трусов (ок. 1819 – 1861) сын священника села Тасеевского, Канского округа, студент Иркутской Семинарии курса 1840 года. По окончании курса определен учителем в Енисейское приходское духовное училище. 23 июня 1844 года перемещен учителем в высшее отделение и определен инспектором Енисейских духовных училищ. 9 февраля 1847 года рукоположен во священника, Афанасием Епископом Томским и Енисейским к градо Канскому Спасскому собору, был присутствующим Канского духовного правления, законоучителем Канского приходского училища и благочинным первоначально над сельскими церквями одной половины, потом над всеми церквями Канского округа. По разделении в 1856 году церквей Канского округа на три благочиния, остался благочинным Канского собора и десяти ближайших сельских церквей. В 1858 году по болезненному состоянию уволен заштат. В 1859 году определен первым священником в село Коростелево, Канского округа, к Дмитриевской церкви. Скончался в 1861 году и погребен в церковной ограде Ирбейской Спасской церкви».

Вот такой человек, с незаурядной судьбой, покоится в нашей земле.

Работая с материалами «Енисейских епархиальных ведомостей» и «Енисейского церковного вестника» (№19 за 1907 г., стр. 8), нашел еще одно документальное подтверждение о священнике, до самой своей кончины проживавшего и служившего в Ирбее.

Илья Каменев ( ? – 10.3.1907). Подробной информации об этом человеке нет. Известно лишь, что в 1887 году, рукоположенный к Александро-Невской церкви, что на золотых приисках, священник Илья Каменев, согласно прошению, был перемещен к Иоанно-Рыльской церкви села Ивановского Канского округа. Затем, 05.08.1896 переведен к Спасской  церкви села Ирбейского, Канского уезда, Енисейской губернии, Енисейской и Красноярской епархии. Скончался 10.03.1907. Полагаю, что «служивший честно и безпорочно»  Илья Каменев, так же погребен в церковной ограде.

Вполне вероятно, что еще несколько священнослужителей могли найти последнее пристанище в ограде ирбейской церкви. Согласно данным «Енисейских епархиальных ведомостей», последним местом служения в нашем селе, было у следующих церковнослужителей:

Парфенов Степан Алексеевич (ок.1726 – не ранее 1788). Священник Никольской церкви села Ирбейского, Красноярского уезда, Колыванской губернии, Тобольской и Сибирской епархии. Время служения: не позднее 1771 – не ранее 1788 г.г.

Его сын: Парфенов Иван Степанович (ок.1759 (ок.1756?) – 1819). Дьячок при Никольской церкви села Ирбейского. С 1811 года – пономарь. Время служения: 1777(?) – 1819 гг.

Парфенов Степан Дмитриевич (ок.1744-не ранее 1788) Дьячок при Никольской церкви села Ирбейского. Время служения: не позднее 1771-не ранее 1788

Закоурцев Иван Алексеевич (ок.1757-не ранее 1811) Священник (не ранее, чем 1789; первоначально диакон) Никольской церкви села Ирбейского, Красноярский уезда, Томской губернии, Тобольской и Сибирской епархии. Время служения: 1783-не ранее 1811

Его сын: Закоурцев Семен Иванович (ок.1780-между 1811 и 1819) Дьякон при Никольской церкви села Ирбейского. Время служения: 1800-не ранее 1811

Нигрицкий Федор Федорович (ок.1783-не позднее 1858). Священник Никольской церкви села Ирбейского, Канского округа, Енисейской губернии, Иркутской, Нерчинской и Якутской епархии. Время служения: 13.11.1815-не ранее 1825

Его сын: Нигрицкий Александр Федорович (ок. 1814 – не ранее 1858) Диакон (запрещен в священнослужении с января 1857) Никольской церкви села Ирбейского, Канского округа, Енисейской губернии, Томской и Енисейской епархии. Время служения: Не позднее апреля 1858 – не ранее апреля 1858

Конечно, нет конкретных данных о том, что вышеназванные люди были погребены в ограде церкви. Еще раз повторю, что у этих церковнослужителей последним местом служения назван ирбейский Храм, однако, думаю, что стоит подумать и об их увековечивании и установить в церковной ограде Крест (между Храмом и Белым домом) с их именами, тем более, зная о том, что в 30-е годы прошлого века Храм был разрушен, могилы осквернены и сровнены с землей, а косточки до сих пор лежат в ирбейской земле.

…и будем надеяться, что, со временем, найдется дополнительная информация и мы с уверенностью назовем другие, достойные воспоминаний имена.


©Павел Аверченко. При публикации ссылка на сайт обязательна.

Яндекс.Метрика